Найдены автографы Леонардо да Винчи!

Аватар пользователя Владимир Ком

 

«Крещение Христа» (итал. Battesimo di Cristo) — картина, написанная Андреа Вероккьо совместно с его учеником Леонардо да Винчи. Она была закончена приблизительно к 1475 году. На данный момент находится в галерее Уффици во Флоренции.

Картина была заказана бенедиктинским монастырём валломброзианов Сан-Сальви, где и находилась до 1530 года.

Часть картины (некоторые элементы пейзажа и светловолосый ангел слева) написаны Леонардо. Некоторые критики считают, что второго ангела написал Сандро Ботичелли. С ангелом Леонардо связана знаменитая легенда о «побеждённом учителе». Согласно ей, Вероккьо был настолько потрясён мастерством ученика, что забросил кисть (из Википедии).

 Сколько людей за 540 лет создания знаменитой  картины «Крещение Христа» кисти   Андреа Вероккио и его ученика Леонардо да Винчи,  видели её, но почему-то не заметили автографа Леонардо.  Но начнём всё по порядку,  с описания картины и о тех странных недоразумений, которыми обросла эта картина.

Первая странность в том, что искусствоведы принимают двух юношей за ангелов, хотя это не так. Ведь ангелов художники эпохи Возрождения изображали с крыльями, что часто писал и сам Леонардо да Винчи, например на картине «Благовещение».

Значит, перед нами реальные свидетели крещения Иисуса Христа, которые фигурируют в Евангелие.  

На картине Вероккио воспроизведён момент крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, как это описано в Евангелие от Иоанна:

«28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Ин.I.28-34)»

Но в Евангелие от Иоанна не говорится, кто присутствовал в тот момент крещения Иисуса, хотя мы знаем из Евангелия, что  у него были ученики.

35На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? 39Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.. (Ин. I, 35 - 42)

Исходя из этой цитаты, можно предположить, что на картине «Крещение Христа» изображены два ученика Иоанна: Андрей и его брат Симон, впоследствии,  получившие имена Андрей Первозванный и Пётр.  И мы видим, что эти ученики Иоанна помогают тем, что держат одежды Иисуса Христа во время крещения.  Это довольно смелое решение  композиции картины, ведь, судя по приведённым цитатам из Евангелия, этих учеников Иоанна не было в момент крещения, иначе, зачем Иоанну объяснять ученикам, кто был Иисус, а Андрею объяснять, кто такой Иисус, брату Симону.  Наверное, поэтому  искусствоведы и посчитали этих  двух юношей за ангелов,  несмотря на то, что  у них нет характерных атрибутов ангелов – крыльев. Но у них есть нимбы над головой, что говорит о святости, коими и были эти два брата. 

 Считается, что лицо  мальчика слева, это детский автопортрет  Леонардо да Винчи, а рядом  портрет  Сандро Ботичелли. Как художник скажу, что автопортреты в таком ракрусе в профиль и со спины, очень трудно писать. Нужно иметь два зеркала, чтобы увидеть себя в профиль, что сложно для профессионального художника, а Леонардо было в то время всего 23 года.  

Вторая интересная деталь этой картины – это одежда Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, которую держат  Андрей и Симон.  Мы видим, что это воистину царские хитоны, верх голубой, а  подкладка из золотой парчи.

Но, как пишет евангелист Лука (Лк.3:2-3), в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетический  образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом акридами(вид саранчи).

На картине мы видим, что  Иоанн имеет чёрную меховую куртку, а сверху наброшен этот царский хитон, по краю которого проходит золотой орнамент.  Точно такой аккуратно  держат два брата, его ученики. Что интересно, на многих картинах Леонардо да Винчи мы видим подобный хитон или плащ на Деве Марии, матери Иисуса Христа. Порой этот золотой  хитон находится в центре композиции, значит, Леонардо придавал ему особое  значение, как бы говоря, что  персонажи его  картин относятся  к царскому роду.

Согласно родословной Иисуса Христа и Иоанна, сына Захарии, они происходят от царского рода Давида и являлись  двоюродными братьями.  Странно то, что  Иоанн говорил:

 « 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (Ин.I.31)»

Однако, на своих  картинах, Леонардо не раз изображал вместе Иисуса и Иоанна, когда они были ещё маленькими детьми, значит, он был убеждён, что они знали друг-друга, ведь родственники.  Поэтому, Леонардо был ближе  к истине, чем утверждение, приводимое в Евангелие от Иоанна. Больше того, Леонардо хотел показать в своих произведениях первичность Иоанна в создании новой религии.

На картине «Мадонна в гроте» видно, что Дева Мария, жестом своих рук, как бы подталкивает Иоанна к некоему действию, а жестом левой руки останавливает Иисуса. Ангел справа так же указывает на маленького Иоанна, значит, Леонардо ставил влияние Иоанна на всё христианство на первое место.    И это действительно так, ведь  в самом слове ХРИСТИАНИН  соединены два слова: ХРИСТ - ИОАНН, причём   именно после ритуала крещения - «рождения очищенным» человек становится христианином. 

Этот смысл слова ХРИСТИАНИН, возникает при переводе  этого слова с санскрита: mkr,sti [мкристи] «очищенный» и «и(о)анин», т.е. «очищенный Иоанном». Возможно, что сложно произносимое МКР свелось к звуку Ч и осталось в русском языке, как ЧИСТ, ЧИСТИТЬ, что в принципе и делал Иоанн Креститель, очищал Души людей водой. 

Значит и вся христианская церковь, по сути, является церковью очищенных от грехов людей Иоанном, значит, это Иоаннова церковь! Даже Иисус Христос у него очищался и потом продолжил  очищать вместе с учениками Иоанна Крестителя, но уже Святым Духом, т.е. очищать ЭНЕРГИЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ.   
 По законам грамматики, христианство следует именовать, как «христизм» - «учение о Христе», и  соответственно люди, следующие этому учению должны называться   «христы». Сравните с аналогичными словами: «коммунизм» - «коммунисты», «социализм» - «социалисты», «демократизм» - «демократы». С учётом перевода слова Христос,  как «Сын Бога», значит, и все последователи Христа тоже должны именоваться  «Сынами Бога». Но пока имеет место определения христианина, как «раб Божий», что в корне отличается от изначального смысла этого действа – очищение Души от грехов перед Концом Света или Днём Господним.

Но вернёмся к рассмотрению двух учеников Иоанна: Андрея и Симона (Пётр), так как в складках хитона Иисуса и скрыта подпись Леонардо да Винчи, доказывающая его  авторство.

На фрагменте  картины я выделил цветом  инициалы имени Леонардо (L) да (D A) Винчи (VIN), как причудливые сладки. Но в них можно усмотреть и инициалы имени  Андрея (АND), что подтверждает наше  предположение. Покровителем коммуны Винчи, где родился Леонардо, почитается святой апостол Андрей! По сути, Леонардо изобразил себя в образе святого апостола Андрея и в складках одежды указал на это.

  Трудно сказать, заметил ли сам Вероккио эту подпись ученика, но то, что она не была известна искусствоведам  это точно, ведь я нигде не встречал упоминания этого автографа. А ведь это в характере великого художника, скрыть тайный смысл или зашифровать надписи с помощью обратного письма.

 Этот остроумный способ оставлять свои автографы в складках одежды, можно найти и на других произведениях Леонардо. Приведу анализ нескольких картин, где фигурирует упомянутый  царский хитон на Деве Марии.   

Фрагмент картины "Благовещение" Леонардо да Винчи

"Мадонна с гвоздикой" Леонардо да Винчи

"Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи

                                                       "Мадонна в гроте" Леонардо да Винчи

 «Ларокская Мадонна» (Madonna de Laroque) предположительно Леонардо да Винчи

Живописное полотно «Ларокская Мадонна» (Madonna de Laroque), приобретенное группой французских коллекционеров в 1998 году, считается принадлежит кисти Леонардо да Винчи, но профессор Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi), глава Музея Леонардо да Винчи (Museo Ideale de Vinci) в Италии, один из самых авторитетных экспертов по творчеству художника, убежден в том, что «Ларокская мадонна» была создана другим автором. Он сличил отпечаток руки неизвестного мастера, оставленный на полотне, с отпечатками ладоней и пальцев Леонардо, распознанными на его картинах. Эти отпечатки оказались абсолютно различными. «Я не хочу сказать, что картина не представляет интереса. Возможно, она действительно принадлежит кисти какого-либо ученика Леонардо. Мы знаем около 1500 подобных работ», – пояснил профессор Веццози. http://www.vokrugsveta.ru/news/5211/

Отличительной особенностью всех Мадон Леонардо был тот сине-золотой хитон, который впервые был изображёен на картине "Крещение Христа" Вазаррио. На этой картине " Лакорская Мадонна" мы видим точно такой хитон и вновь в золотых складках явно просматриваются латинские буквы LVIN, что означает Леонардо да Винчи. 

Геральдическая лилия

         Кроме этого, на картинах Леонардо  видны символы "золотой лилии", как знак относят к Непорочной Деве, её беспорочной чистоте и целомудрию. В средневековой Европе культ почитания «нашей Девы» (Нотр-дам) впервые появился на монетах XI—XII веков, выпущенных епископами кафедральных соборов, посвящённых Деве Марии, и на них появляются лилии. С XIII века лилия становится обязательным атрибутом изображений Мадонны. Похожий символ находится и на гербе Флоренции, где жил и творил художник Леонардо да Винчи.   
Общий вывод в том, чтобы увидеть и понять творческий гений Леонардо да Винчи, который в каждом своём произведении шифровал глубокий смысл, надо включить своё творческое  воображение.

Автор статьи Владимир Ком                       https://www.proza.ru/2018/01/10/2060