Душа в Древнем Египте

Аватар пользователя Владимир Ком

 Отрывок из книги  Анастасия Новых

   Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы

-- Сэнсэй, а почему ты сказал, что египтяне "верили в существование, говоря нашим языком, "души""? У них что, разве не было такого слова как "душа"?

   -- У них было сходное по смыслу слово. А "душа" -- это слово славянского происхождения, известное многим европейским народам. Славянское слово "душа" относят к происхождению от корней "дых-", "дух", некогда обозначавшее прекращение дыхания, что, в свою очередь, служило признаком прекращения жизни. Что означает для человека умереть? "Испустить дух". Однако я должен отметить, что душа у славян означает бессмертное, заметьте, духовное существо, которое наделено как волей, так и разумом. Это в их представлении нечто бестелесное, то есть без плоти. Душа также трактуется как жизненно необходимое существо человека, которое в то же время является самостоятельным, то есть отдельным понятием и от тела, и от духа. Причём заметьте, "душа" у славян -- женского рода, указывающая в своём сакральном смысле на первичность женского начала, о котором я вам расскажу чуть позже. А вот слово "дух" -- мужского рода. И в сочетании с душой образует гармонию.

   Между прочим, слово "дух" у славян имеет множественное значение. Это бестелесное нечто, бесплотное существо духовного мира, тень, призрак, приведение. Это же и видение. Дух означает также силу души, решимость, отважность, доблесть и крепость. Отсюда же родилось и слово "духовный", то есть бесплотный дух, не телесный, который состоит из души и духа.

   Это я к чему всё это вам рассказываю так подробно. Для того, чтобы вы поняли, учитывая мой дальнейший рассказ, сколько сохранилось исконных знаний в бережной памяти славянского народа... В общем-то, понятие души, как таковое, присутствовало у разных народов в разные времена, и душа человеческая именовалась по-разному. К примеру, у индийцев в индуизме на санскрите это звучало как "атман". Точнее, душу называли "частицей Атмана" (то есть, частицей Мировой Души), истинным "Я" человека, которое можно постичь только на интуитивном уровне. У персов (в зороастризме) бессмертная душа человека именовалась как "фраваши" (кстати говоря, это производное слово от авестийских обозначений "fra-vart" -- "осуществлять выбор", и от "pra-vart-ti" -- "предсуществовать"), то есть то, что существует до рождения человека и не умирает после его смерти. Причём, упоминалось, что фраваши, как олицетворение души, есть женского пола. А изображался как крылатый диск (фароар). К слову сказать, этот символ был известен ещё древним египтянам. Считалось, что при восхождении к благому богу Ахура-Мазде фраваши проходит три этапа -- хумат, хукхт и хварест, что в переводе с древнеперсидского означает "благая мысль", "благие слова", "благое дело".

   Греки именовали душу как "психе" (psyche), что в своём корне также означало "дыхание". А понятие дыхания у них сближалось с ветром, крылатостью. И душу они изображали не только в виде летящей птицы, как египтяне, но и бабочки, что так же как и душа, соответствовало слову "Психея". Позже это греческое обозначение перекочевало в латинский язык и стало уже именоваться как "анима" (anima, animus)...

   Николай Андреевич заинтересованно проговорил:

   -- Значит, латинское слово "реанимация" означает не просто "повторное оживление"?

   -- Совершенно верно. По большому счёту это попытка возвращения души.

   Но нашего Костика явно волновал другой вопрос. Дождавшись пока Сэнсэй ответит, парень с любопытством промолвил:

   -- Так как же древние египтяне именовали душу?

   -- Ба, -- ответил Сэнсэй.

   Костик, видимо, как и мы, не совсем понял и с удивлением переспросил.

   -- Ба? И всё? Просто "Ба"?!

   -- Да, -- с улыбкой сказал Сэнсэй, глядя на растерянно-потешный вид Костика, -- просто "Ба".

   Женька тут же по-своему отреагировал на это сообщение, и, толкнув в бок Стаса, изрёк:

   -- Вот видишь, а ты мне: "Что за фамильярности?!", когда я тебя встречаю с распростёртыми руками и кричу от всей души: "Ба! Какие люди!" Я понимаешь, подсознательно, на древнеегипетском языке приветствую твою душу.

   -- Подсознательно.., -- с юмором передразнил его Стас. -- Да откуда ему у тебя быть, подсознанию-то? Для того чтобы было "под" надо иметь "над"!

   Но только Женька открыл рот, видимо, чтобы возразить другу, как Костик вновь принялся расспрашивать Сэнсэя.

   -- Нет, правда, просто "Ба"?

   -- Конечно, -- утвердительно кивнул Сэнсэй. -- Точнее даже сказать "Ба" -- это наиболее близкий термин к понятию души. У древних египтян "Ба" означало один из пяти элементов, составляющих человеческое существо. Ба изображали в виде птицы -- сокола с человеческой головой, который летал между двумя мирами: земным и потусторонним. Ба, как душа, так же считалась воплощением жизненной силы всех людей, продолжающим существовать и после их смерти.

   -- А что это за пять элементов, составляющих человеческое существо? -- поинтересовался уже Виктор.

   -- Это как раз и есть несколько видоизменённые людьми исконные знания. То есть, по сути, эти пять элементов не что иное, как характеристика структуры человека, его Духовного и Животного начала.

   -- Весьма любопытно, -- вновь заинтригованно проговорил Николай Андреевич.

   Сэнсэй глянул на внимательно слушавший коллектив, и промолвил:

   -- Ну, раз есть такой интерес к этому вопросу, то пожалуйста... Один из элементов древние египтяне именовали, как вы уже знаете, Ба -- душа, составляющая основу Духовного начала. Ба часто изображали как сокола с головой человека и помещённой перед ним горящей лампадкой, в качестве символа принадлежности Ба к небесам. В народе жило поверье, что звёзды есть скопление маленьких лампадок блаженных Ба -- душ матери звёзд Нут. -- Сэнсэй сделал паузу и чётко повторил. -- Матери звёзд! Запомните это, в дальнейшем вы поймете, зачем это нужно. Кроме того, древние египтяне наделяли своих богов Ба. К примеру, созвездие Орион называли не иначе, как душой бога Осириса. Сотис или же Сириус по-нашему, являлся душой богини Исиды, верной супруги Осириса... Это тоже отметьте для себя.

   Сэнсэй немного помолчал, видимо, давая нам возможность получше осмыслить услышанное, а затем продолжил:

   -- Второй элемент, составляющий человеческое существо по поверьям древних египтян, -- это "Ах", или как его ещё называют "Аб". Ах означает "дух", "блаженный", "просветлённый", то есть от египетской лексической основы "ах" -- "светиться, излучать". Ах рассматривался как связующее звено между человеком и сияющей жизненной силой. Считалось, что после смерти Ах покидает тело, дабы присоединиться к звёздам. Даже выражение такое бытовало "Ах -- на небо, тело -- в землю".

   Ах изображался в виде птицы с ярким оперением -- ибиса, которую египтяне собственно говоря и звали "аху", то есть "светящаяся". Кроме того, в Древнем Египте почитался Тот -- бог познания (а также носитель божественной силы и души), который изображался в виде человека с головой ибиса или полностью как ибис. Считалось, что его жена Сешат записывала детали жизни каждого человека на листьях Дерева Небес.

   Женя не удержался от своего шуточного комментария.

   -- Надо же, сплошные пернатые: сокол, ибис!

   На что Сэнсэй ему ответил:

   -- Пернатые -- это для тех, кто воспринимает лишь внешнее, но не видит внутреннее... Ах трактовался ещё и как дух, который символизировал волю и желание индивида. Позже этот "дух" стали ассоциировать как "дух" сердца (хати). Из-за этого и пошла путаница в преданиях, что после смерти, когда человек попадал на загробный суд перед ликом Осириса, именно его сердце, якобы отвечающее за дела человеческие, а не Ах (дух воли и желаний) человека уже стали помещать на весы в присутствии души Ба, где в качестве противовеса служила богиня справедливости, истины и порядка -- Маат.

   -- И у древних египтян был загробный суд? -- удивился Андрей.

   -- Конечно, -- ответил Сэнсэй. -- Они считали бога Осириса солнечным божеством, ставшим после своей смерти верховным судьёй потустороннего мира. Он, по их верованиям, решал дальнейшую участь души человека, куда её направлять: на поля Иалу (или как ещё говорят Иару), то есть в "рай" по-нашему, которое находилось по представлениям древних египтян на восточном небе, или отдать на пожирание чудовища, так сказать в "ад".

   Так вот, когда произошли искажения настоящих знаний, то дело дошло до такого абсурда, что жрецы, чтобы предать себе значимости, стали внушать людям следующее: дабы человеку избежать этого испытания "на весах" в загробном мире и дабы человек не волновался, что после смерти анатом, препарируя его труп, может нечаянно повредить сердце или вообще лишить тело этого важного органа, нужно было приобрести у жрецов резервное сердце, так называемое ими сердце-скарабей, где записывались магические формулы.

   -- Анекдот! -- усмехнулся Володя с ребятами.

   -- М-да, анекдот, -- с ноткой грусти промолвил Сэнсэй. -- Людская глупость такого понапридумывает, что потом только и остаётся смеяться, утирая слёзы.

   Николай Андреевич, раздумывая, подытожил:

   -- Значит, тогда ещё произошло искажение. Очевидно, христиане это переняли у египтян... А каковы были первичные знания? Что скрывалось за понятием "Ах"?

   -- Да всё очень просто, -- проговорил Сэнсэй. -- Сила, которую называют "волей" человека, порождающая первичный толчок к реализации различных желаний, лишь на тридцать процентов зависит от материи, то есть от процессов, связанных с работой мозга. Остальные её проявления связаны больше с тонкой материей, скажем проще, энергоматериальным миром человека, то есть его аурой, душой, центрами агатодемона и какодемона. Эта сила, как связующее звено, имеет уникальное свойство: чем чаще её на чём-то сосредотачиваешь, тем больше она усиливает потенциал преобразования энергоматериальных структур (из которых состоят и мысли) в конкретные дела, события либо материального, либо духовного плана, в зависимости от твоего выбора. Кстати, именно из-за этих специфических свойств творить что-либо своей волей в древности эту силу называли голосом разума, "богом, который в тебе". Да и потом, как только эту силу не именовали: и сосредоточением разума, и вместилищем сознания, которое образует единство с языком и носителем воли.

   -- Нет, а почему всё-таки это связывали с сердцем?

   -- Издревле центром сосредоточения силы воли считалось именно солнечное сплетение. И это было также связано с выполнением духовной практики "Цветка лотоса". Поскольку именно в этом месте находится душа, которая связана лишь с тонкими энергоматериальными структурами человека, но никак не напрямую с материей организма. Так вот, достижение человеком состояния соединения его силы воли (а значит, целенаправленностью мыслей) с желаниями души считалось духовной зрелостью человека.

   Кроме того, издревле считалось, что на силу воли некоторым образом влияют, говоря нашим языком, чувства и эмоции. И опять же это влияние приписывалось той области. Отчасти это правда. А что касательно сердца... Ведь сердце -- это центральный насос организма, который перекачивает кровь. А кровь -- это особая, очень даже не простая жидкость, и при всех современных знаниях, далеко ещё не изученная. Те основные силы, можно сказать энергии, соединение которых и приводит к образованию материальной структуры этой жидкости, являются одними из основных элементов в Аримановской системе, проще говоря, в системе... -- Сэнсэй подумал, видимо, подбирая слова, -- ну скажем так, чтобы было более понятно, в системе "программирования материи".

   -- Интересная информация, -- оживлённо проговорил Николай Андреевич и тут же с нетерпением жаждущего учёного промолвил. -- А поподробнее об этом можно?

   -- Информация интересная, -- согласился с ним Сэнсэй. -- Но по поводу данного вопроса сейчас поподробнее не будет. Вы ещё к этому не готовы.

   Я, честно говоря, была несколько удивлена этому категоричному ответу Сэнсэя. Ведь спрашивал не кто-нибудь из нас, так, ради любопытства, а спрашивал человек, долгое время занимающийся наукой, которому эти знания явно бы пригодились в его работе. Но Сэнсэй сказал так, как отрезал, словно даже не желал слышать возражения на этот счёт. И я подумала: раз он так ответил, значит, на то должна быть серьёзная причина, значит, знания эти действительно очень серьёзные и требуют определенной духовной зрелости и подготовки даже для такого умного и практичного человека, как Николай Андреевич.

  

Ответив доктору, Сэнсэй, после некоторой паузы, продолжил, как ни в чём не бывало, рассказ о древних египтянах.

   -- Так вот, по поводу сердца... Знания в Древнем Египте были, но когда это всё стало превращаться в религию, жрецы специально их исказили. -- И с юмором добавил: -- Нейроны ведь обычным зрением не увидишь и в руках силу воли не пощупаешь. Вот жрецы и решили понятие "Ах" приписать к сердцу, тем более что в народе бытовали различные выражения, поэтично связывающие чувства с сердцем. Всё-таки вполне осязаемый орган, и находится так же практически в центре. Да и кто из мирян заметит эту подмену? Зато вот оно, налицо материальное доказательство, "воплощение силы воли и желаний человеческих", которое после смерти человека особо любопытные могут и увидеть, и пощупать. Так сказать, впечатляющая наглядная реклама, которая очень скоренько стала приносить жрецам колоссальные доходы. Так и пошло повальное копирование искажения.

   -- Да уж, люди есть люди, -- вздохнул Николай Андреевич.

   -- Так о то ж.

   -- Ну, египтяне и дают! -- с насмешкой произнёс Славик.

   -- Такая материализация знаний была свойственна многим народам, -- заметил Сэнсэй.

   -- Понятно, -- протянул Андрей. -- Это называется -- Ариман работает качественно!

   Костик, видя, что разговор вновь пошёл не о том, что его интересовало, махнул рукой в сторону Андрея:

   -- Да погоди ты! -- И уже обращаясь к Сэнсэю, вновь принялся расспрашивать. -- Так что получается... Пять элементов, составляющих у древних египтян человеческую сущность это: Ба -- душа, Ах -- сила воли и желаний... А остальные?

   -- Остальные?! Ну, это Ка -- элемент, который считался духовным двойником человека, та жизненная сила ("дыхание", "дух") человека, которая даётся ему при рождении и после физической смерти является проводником умершего в загробном царстве, а затем покидает его. Считалось, что Ка рождается и растёт вместе с человеком, приобретая его достоинства и недостатки. Ка может существовать независимо от тела, к примеру, подниматься на небо и там разговаривать с богами, или же просто перемещаться по земле. Знак Ка изображали в виде поднятых вверх двух рук, согнутых в локтях (зачастую, в общем рисунке данный знак размещали на голове у двойника), что в некотором роде напоминает иероглиф в значении "обнимать, охватывать". Человеку приписывалось множественность Ка, или как их ещё называли Кау.

   -- Похоже на астральное тело человека, -- предположил Николай Андреевич.

   -- Ну почему похоже? Оно и есть. Только древние египтяне помимо этого умудрились в понятие множественности Ка впихнуть ещё и защитные функции ауры. Но это не суть важное. В основном трактовалось более-менее в верном направлении. По поводу Ка, как астрального тела человека, к примеру, считалось что Ба обитает в Ка и обладает способностью становиться бестелесным или телесным. Хотя по структуре, Ба больше относили к эфирной субстанции...

   -- А эти египтяне были не такие уж ... того, -- тут же изменил своё мнение Славик.

   Сэнсэй же продолжал свой рассказ:

   -- Ещё одним элементом, составляющее человеческое существо было Хат -- физическое тело человека.

   -- О! -- обрадовано воскликнул Костик. -- А я уже стал переживать, было ли у них понятие тела или нет?!

   Сэнсэй едва заметно улыбнулся и добавил:

   -- Словом "Хат" древние египтяне обозначали не только физическое тело, но и всё то, чему присуще разложение...И, наконец, ещё одним элементом, то что формировало триаду с Ка и Хат было Ху.

   -- Ху?! -- в удивлении переспросил Женя под улыбки старших ребят.

   -- Да, Ху, -- усмехнувшись, подтвердил Сэнсэй. -- Ху у древних египтян первоначально означало разумную силу, которая по своему влиянию на тело была сравнима разве что с понятием Ба. Позже этот термин трансформировался "не в самую лучшую часть души", которая живёт благодаря Хат и Ка и умирает вместе с физическим телом, то есть Хат. Говоря по-нашему, это есть Животное начало.

   Костик в изумлении изрёк:

   -- Так что же получается, понятие Животного начала было известно ещё в такой глубокой древности?!

   Старшие ребята не выдержали и рассмеялись то ли от такого вопроса, то ли от удивлённо-комичного выражения лица парня, а Женька ещё и добавил "жару":

   -- А как ты хотел? Ху есть Ху во все времена и народы! Как было Ху, так и осталось Ху и никуда от этого не денешься.

   После этих слов коллектив просто закатился в приступе хохота. И больше всех смеялся Сэнсэй, что называется "до слёз". Ребята принялись осыпать Костика своими шутками, пока, наконец, Николай Андреевич не возобновил разговор.

   -- Где-то мне уже встречалось такое понятие как "двойственность души", но вот не припомню где именно.

   -- Ой, да этого добра полно в верованиях различных народов мира, -- заметил Сэнсэй. -- К примеру, в Индии у людей, исповедующих религию джайнизм, имеются такие понятия как дживы -- то есть души, духовного начала, и адживы -- то есть материального начала. Эти люди считают, что в окружающем мире джива всегда связана с адживой, и не просто связана, а заключена в неё и порабощена ею.

http://samlib.ru/n/nowyh_a/sensei4.shtml